Об организации и проведения стажировки преподавателей и мастеров
производственного обучения
КГА ПОУ «Хабаровский технологический колледж»
1. Общие положения
Стажировка является одной из основных организационных форм дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) преподавателей и мастеров производственного обучения и осуществляется в целях непрерывного совершенствования их профессионального мастерства.
Основными целями стажировки педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования является закрепление на практике профессиональных компетенций, изучение передового опыта, приобретение профессиональных и коммуникативных компетенций для выполнения задач по подготовке квалифицированных кадров и специалистов.
Стажировка проводится с отрывом, частичным отрывом и без отрыва от основной работы преподавателя.
В соответствии с документами стажировка проводится в организациях или предприятиях соответствующей профессиональной сферы. Для своевременного прохождения дополнительного профессионального образования специалистов образовательные учреждения разрабатывают пятилетние (на перспективу) и годовые планы подтверждения и повышения квалификации педагогических работников (в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 № 2483). Мастера производственного обучения и преподаватели, реализующие программы начального и среднего профессионального образования, должны проходить стажировку в соответствии с ФГОС не реже 1 раза в 3 года. При необходимости изучения новых производственных технологий, внедряемых на предприятиях, стажировки мастеров производственного обучения, преподавателей специальных дисциплин могут проводиться чаще.
Продолжительность стажировок устанавливается индивидуально в зависимости от уровня профессионального образования, целей, опыта работы, профессии (должности) стажера. Срок стажировки специалиста вне курсов повышения квалификации (при наличии теоретической подготовки) непосредственно в организации или предприятии, как правило, устанавливается продолжительностью не менее 40 часов, при отсутствии теоретического обучения – не менее 72 часов (учреждение начального и среднего профессионального образования имеет право направлять на стажировку специалиста на предприятие (учреждение), не имеющее лицензию на образовательную деятельность, сроком до 40 часов).
Стажировка может проводиться как в Хабаровском крае, так и за его пределами в образовательных учреждениях, региональных и муниципальных органах управления образованием, на предприятиях (организациях, объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, имеющих материальные, организационные и кадровые ресурсы для эффективной организации стажировок педагогических кадров системы профессионального образования.
2. Организация стажировок на предприятиях (организациях, учреждениях) соответствующей профессиональной сферы
Стажировка, являющаяся частью учебного плана и образовательной программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки специалистов, оформляется в документах отдельным разделом с указанием продолжительности и этапов практических работ. Для каждого слушателя составляется отдельная программа стажировки с подробным описанием заданий, с учетом профессиональной ориентации стажера на результаты стажировки и содержания теоретических и практических занятий, предшествующих стажировке.
Стажировка мастеров производственного обучения на передовых промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, стройках и в других организациях и учреждениях проводится с целью практического изучения мастерами производственного обучения и преподавателями инновационной техники и технологии производства, современной организации труда, приемов и методов труда передовиков и новаторов производства, на этой основе обеспечивается повышение качества профессиональной подготовки молодых квалифицированных рабочих в учреждениях НПО и СПО.
Направление мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин для прохождения стажировки оформляется приказом по учреждению НПО или СПО, а прием – приказом по предприятию (согласно договору).
Руководители предприятий и других организаций, где проводится стажировка мастеров производственного обучения и преподаватели специальных дисциплин, определяют рабочие места для стажеров в передовых бригадах, участках, цехах, за каждым стажером закрепляется руководитель стажировки из числа опытных инженерно-технических работников или высококвалифицированных рабочих предприятия, учреждения (приложение 1), в обязанности которого входят регулярные консультации стажера, контроль результатов его практической деятельности в период стажировки.
Рабочий день стажера должен соответствовать продолжительности рабочего дня предприятия, учреждения.
За мастерами производственного обучения и преподавателями специальных дисциплин, проходящих стажировку на предприятиях, учреждениях с отрывом от работы, сохраняется во время прохождения стажировки заработная плата по месту работы.
Стажер работает по программе, утвержденной руководителем учреждения НПО или СПО и согласованной с руководителем предприятия, предусматривающей работу непосредственно на рабочем месте по овладению инновационных технологий и приемов труда, связанных с профилем учреждения, ознакомлению с современным оборудованием, экономикой и организацией предприятия, охраной труда.
Программа стажировки может предусматривать:
— самостоятельную теоретическую подготовку;
— приобретение профессиональных и организаторских навыков;
— изучение организации и технологии профессиональной деятельности;
— непосредственное участие в планировании работы предприятия, цеха, участка, отдела
— работу с нормативной и другой документацией;
— выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
— участие в совещаниях, деловых встречах и др.
В целом содержание стажировки определяется с учетом предложений учреждений, направляющих специалистов на стажировку, самих стажеров, рекомендаций ведущих специалистов, содержания образовательных программ.
Программы целевых краткосрочных стажировок могут предусматривать изучение какой-либо одной темы, например: анализ образовательной, производственной и финансовой деятельности; изучение системы ведения отчетности; изучение новых педагогических технологий, технологий производства продукции и др.