Рекомендации по особенностям выявления и профилактике деструктивного поведения обучающихся, подверженных воздействию террористической и иной радикальной идеологии
Профилактическая работа состоит из трех уровней:
− общая профилактика по формированию антитеррористического сознания,
— поддержание высокого уровня неприятия среди молодежи террористических действий;
− адресная профилактика, нацеленная на работу с категориями лиц, наиболее подверженными воздействию террористических и иных радикальных идеологий;
− индивидуальная профилактика по работе с лицами, уже подпавшими под воздействие террористической или иной радикальной идеологии.
Важно подчеркнуть, что в реализации профилактической работы внутри образовательной организации следует привлекать: специалистов по профилактике, психологов, социальных педагогов и кураторов. Из внешних субъектов профилактики рекомендуется обращаться за помощью и поддержкой к институтам гражданского общества, накопившим значительный опыт во взаимодействии с молодежью:
− службы психологической поддержки «телефон доверия».
Цель: оказать психологическую поддержку представителям групп риска, в том числе на анонимной основе. Списки действующих в регионах служб размещаются на административных сайтах;
− молодежные некоммерческие организации и волонтерские отряды.
Цель: вовлечь в конструктивную деятельность путем демонстрации позитивных практик самореализации. Перечни таких организаций можно запросить в региональных органах исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области образования и молодежной политики;
− специализированные некоммерческие организации.
Цель: выступить в качестве инструмента разрешения конфликта и оказать необходимое профилактическое воздействие.
Важный аспект в проведении профилактической работы — наличие плана самой работы. Подобный план необходимо разрабатывать на каждый год. В плане по каждому мероприятию должна быть следующая информация: название, описание цели и ожидаемых результатов, сроки исполнения, ответственные за проведение мероприятия сотрудники. Следует отметить, что профилактическая работа не является и не должна быть исключительно односторонней пропагандой одних идей против других идей.
Предлагаются следующие рекомендации:
− залог успешного профилактического мероприятия заключается в отсутствии упоминания профилактики среди молодежи как таковой;
− использование интерактивных мероприятий не только в рамках стандартной воспитательной работы, но и их аккуратное встраивание в образовательный и научноисследовательский процесс, в досуговые и патриотические мероприятия;
− активный учет интересов целевой аудитории и выстраивание с молодежью горизонтальных коммуникаций.
Учет в работе данных рекомендаций позволит качественно повысить проводимую профилактическую деятельность. Помимо этого, важно осуществлять мониторинг выполненной работы. Мониторинг позволяет выявлять актуальные угрозы, корректировать профилактическую работу и делать ее результативнее. Оценка результативности проведенной работы может включать следующие параметры:
− соответствие проведенной работы поставленным задачам;
− системность работы (соответствие разработанным внутренним планам, уход от ситуативного и разового подхода);
− квалифицированность сотрудников, реализующих профилактическую деятельность (компетентность, готовность отвечать на вопросы студентов и т. д.);
− соответствие формата мероприятия целевой аудитории;
− самоанализ проведенной профилактики: работа над ошибками, работа с обратной связью от целевых аудиторий профилактического воздействия и приглашенных экспертов.
В качестве дополнительных параметров, которые также могут оказывать влияние на качество профилактики, можно назвать следующие: привлечение экспертов, представителей общественных организаций, деятелей культуры и искусства, лидеров общественного мнения; разработку внутренних методических рекомендаций и инструкций, которые помогут поставить процесс проведения профилактических мероприятий на системную основу, с исправлением ранее допущенных ошибок.
Кроме этого, на достижение результата зачастую большое влияние оказывают интерактивные форматы работы с молодыми людьми, их вовлечение в процесс как активных участников. В целях составления полной картины о проведенной профилактической работе необходима оценка эффективности каждого отдельного мероприятия, которую можно проводить, ориентируясь на нижеуказанные параметры:
− постановка и достижение конкретной цели мероприятия, его задач;
− наличие четко определенной целевой аудитории, возрастные и психоэмоциональные особенности которой учтены в концепции мероприятия;
− проработка структуры и сценария проведения мероприятия (форма проведения, форматы подачи информации, легкость восприятия информации целевой аудиторией и т. д.).;
− акцент на приоритетных или актуальных для региона или муниципалитета направлениях профилактики;
− тематическая направленность мероприятия;
− активность участников в процессе мероприятия, их вовлеченность (причем как в офлайн-, так и онлайн-форматах);
− усвоение информации (практическое задание, тест, анкета и т. д.);
− удовлетворенность целевой аудитории, экспертов, организаторов (сбор обратной связи);
− информационное освещение мероприятий в социальных сетях и сети Интернет.
Один из самых важных аспектов — самоанализ и работа над ошибками при реализации профилактической работы.
В качестве форматов профилактических мероприятий можно использовать:
1. Формат «Дебаты». Проведение дебатов между двумя командами (первая команда – специалисты образовательного учреждения (преподаватели, психологи, представители администрации), вторая команда – обучающиеся) на тему «Идеология радикализма». Первая команда всегда будет представлять сторону радикальной идеологии. Задача команды студентов – найти контраргументы тех радикальных и спорных тезисов, которые будет озвучивать первая команда. Тем самым, участники будут вынуждены критически рассматривать постулаты радикальных идеологий, искать в них логические ошибки, несоответствия – самостоятельно приходить к выводу о деструктивности любой радикальной идеологии.
2. Формат «Дискуссия Джеффа». Это мероприятие, в рамках которого студенты должны определить свою позицию по конкретным вопросам или тезисам, которые задает модератор. Для проведения мероприятий следует подготовить три плаката с надписями: «ДА», «НЕТ» и «МОЖЕТ БЫТЬ». Крайние находятся в двух концах зала, а средний – в центре. Ведущий располагается в середине зала на возвышении. После заданного им вопроса все участники выбирают тот плакат, который соответствует их ответу, и становятся под ним. Модератор должен обеспечивать соблюдение следующего правила: участники упражнения не имеют права кого-либо критиковать и спорить. Они высказывают только свое мнение.
3. Формат «Кинопоказ с последующим обсуждением». Это интерактивный формат, предполагающий просмотр фильмов с последующим обсуждением наиболее сложных тем и поднимаемых в фильме проблем. Формат позволяет перевернуть модель взаимодействия со студентами, когда именно они выбирают вектор, по которому пойдет дискуссия. Рекомендуется привлекать к участию не более 50 человек.
4. Формат «Тематическая викторина». Это командное интеллектуальное соревнование, участники которого отвечают последовательно на поставленные вопросы в течение нескольких раундов. Тематический квиз антитеррористической направленности позволяет в интерактивной игровой форме донести до молодых людей важную информацию касательно антитеррористического законодательства, видах информационных угроз, действиях властей и правоохранительных органов в сфере противодействия идеологии терроризма.