2. План-конспект компетентностно-ориентированного занятия
Советы методиста молодому педагогу
1. Определите место темы в образовательном курсе. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.
2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном занятии, что главное в материале занятия. Четко определите и сформулируйте для себя тему занятия. Обозначьте обучающие, развивающие и воспитывающие функции занятия.
3. Изучите методические пособия к проведению занятия.
4. Определите ведущие понятия, на которые опирается данное занятие, обозначьте для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
5. Серьезно продумайте сочетание темы с задачами занятия.
6. Не забудьте, что учебно-воспитательный процесс в целом и его важнейшая часть (занятие) подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.
7. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном занятии. Систематизируйте задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составьте три набора заданий: задания, подводящие воспитанника к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.
8. Подумайте, всё ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.
9. В плане занятия четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока — это будет вашим творчеством. Продумайте «изюминку» занятия. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
10. Сгруппируйте отобранный учебный материал, продумайте смену видов деятельности воспитанников. Подберите такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность воспитанников, а не пассивное восприятие нового.
11. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Помните: нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и воспитанникам.
12. Постарайтесь «примерить» своё занятие не только ко всей группе, но и к разным воспитанникам. У кого-то ликвидировать пробелы в знаниях, предупредить ошибки, кому-то предложить повышенный уровень сложности, для кого-то подготовить творческие задания — это и есть индивидуальный подход, без которого не добиться глубоких и прочных знаний. Спланируйте контроль за деятельностью воспитанников на занятии, для этого подумайте, что контролировать и как контролировать, а также как использовать результаты контроля. Выявите типичные ошибки и затруднения.
13. Подумайте, как завтрашние занятия связаны со всей системой изучения той или иной темы.
14. Подготовьте оборудование для занятия. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д.
15. Составьте конспект занятия (план занятия). Конспект должен содержать три основные части: формальную; содержательную, аналитическую.